Римская империя
Наибольшего географического расцвета Римская империя достигла при Траяне (98-117 гг. н. э.), который правил процветающим государством, простиравшимся от Армении до Атлантического океана.
Империя располагала большим количеством обученных, экипированных и дисциплинированных солдат, набранных из всё более растущего населения. Империя обладала всеобъемлющей гражданской администрацией, базирующейся в процветающих городах, с эффективным контролем над государственными финансами.
Образованная элита считала себя единственной достойной формой цивилизации, придававшей Империи идеологическую легитимность и культурное единство, основанное на всестороннем знакомстве с греческой и римской литературой и риторикой.
Её обширные торговые сети позволяли даже скромным хозяйствам пользоваться товарами, изготовленными профессионалами за границей.
Империя обладала как силой, так и стойкостью.
Её финансовая система позволяла собирать значительные налоги, которые, несмотря на повсеместную коррупцию, поддерживали многочисленную регулярную армию материально-техническим обеспечением.
Cursus honorum, стандартизованный набор военных и гражданских должностей, организованный для амбициозных аристократов, гарантировал, что влиятельные дворяне имеют возможность ознакомиться с военным и гражданским командованием и администрацией.
На более низком уровне в армии, соединяющем аристократов наверху с рядовыми солдатами, большое количество центурионов хорошо вознаграждались, были грамотны и отвечали за обучение, дисциплину, администрирование и лидерство в бою.
Городские власти с их собственностью и доходами эффективно функционировали на местном уровне; членство в городских советах предполагало выгодные возможности для независимого принятия решений и, несмотря на свои обязательства, стало рассматриваться как привилегия.
После череды императоров, каждый из которых усыновлял зрелого и способного преемника, империи больше не требовались гражданские войны для регулирования имперской преемственности. Запросы можно было направлять непосредственно лучшим императорам, и ответы имели силу закона, устанавливая непосредственный контакт императорской власти даже с самыми простыми подданными.
Культы политеистической религии были чрезвычайно разнообразны, но ни один из них не утверждал, что их религия является единственной истиной. Их последователи проявляли терпимость, создавая полифоническую религиозную гармонию. Религиозные распри были редки после подавления восстания Бар-Кохбы в 136 году, после чего опустошённая Иудея перестала быть главным центром еврейских волнений.
Христианство в Римской империи не имело устойчивого статуса. В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи, их считали членами «секретного общества».
Положение христиан зависело от отношения к ним императора и наместников провинций. Время относительно мирного развития общин сменялось периодами преследований христианства со стороны общеимперских или местных властей.
Официально христианство считалось «недозволенной религией» (лат. religio illicita). Это теоретически ставило стойких приверженцев христианства вне закона.