Чтобы обеспечить больший контроль над общинами, римляне занялись строительством городов, что для острова ранее было не свойственно.
Племенные элиты переселялись в новые города, чтобы быть ближе к размещенной там же имперской администрации. Таким образом формировалась типичная римская civitas, где местные элиты и богатые римляне формировали местный правящий класс - куриалов. Куриалы были основой для местных сенатов, они исполняли магистратские должности и за счёт этого получали возможность войти в правящий класс империи. Таким образом местные племенные элиты довольно быстро стали получать бонусы от своего положения.
Но простые люди тоже чувствовали на себе поступь цивилизации. Впервые за долгие годы на острове воцарился внутренний мир. Британия очень быстро была втянута в цепочки экономических обменов с другими провинциями.
Ресурсы Британии хлынули в города, где ремесленники перерабатывали их в военную и гражданскую продукцию. Римская армия с радостью готова была всосать все излишки зерна и попросить ещё, причём покупая его за серебро. В провинцию хлынули деньги римской знати, скупавшей землю под виллы, шахты и ремесленные предприятия.
Легионеры тоже создавали значительный и, что самое главное, платёжеспособный спрос. И всё это явно отразилось даже на глубинке, где утлые хижины или землянки сменялись не только добротными деревянными домами, но и постройками из камня.
Но ведь не могли же все одинаково выиграть? Да, не могли. Хотя за британский праздник жизни очень немало заплатили сами римляне, всё же в игре в жизнь всегда есть проигравшие. Над общинами стояла римская военно-гражданская администрация, которая осуществляла сбор налогов, а также общественное и военное строительство. В руках наместников были деньги и власть, которыми они могли благодетельствовать, и легионы, которыми могли наказывать. Любая попытка восстания против римлян приводила лишь к смерти и порабощению выживших.
Именно бритты трудились на римских латифундиях и в шахтах. Эти неудачники платили своим трудом за то, чтобы другие жили в достатке.
И чем дольше остров находился под властью римлян – тем меньше местные имели желания восставать, так как потенциальные выгоды от этого были крайне туманны, а вот последствия проигрыша были крайне неприятны.
Восстание Боудики было одним из немногих крупных выступлений против власти римлян и едва ли не единственное на территории современной Англии.
Куда большее упорство проявляли жители Шотландии – скотты и пикты, которые дважды восставали против власти римлян во II веке и после первого раза вынудили их построить Вал Адриана, а после их повторного завоевания снова вынудили римлян отойти от Вала Антонина за Вал Адриана.
Но до Шотландии из всего набора признаков цивилизации добрались в основном сборщики податей да легионеры, а потому местным не очень-то было понятно, ради чего им терпеть инородную власть.