Двоеверие само по себе не является ересью в строгом богословском смысле, хотя церковь относилась к нему крайне негативно. Это явление представляет собой сосуществование в сознании человека двух различных религиозных систем — христианства и языческих верований.
Важно понимать, что церковь активно боролась с двоеверием и осуждала его. Это отражено в многочисленных церковных текстах, например:
«Слово обличительное против празднования календ» Астерия Амасийского;
проповеди папы Римского Льва I Великого;
поучения Илария Арелатского;
канонические запрещения за исполнение языческих обычаев.
На Руси двоеверие проявлялось в различных формах:
- сохранение языческих обрядов при формальном принятии христианства;
- почитание языческих божеств наряду с христианскими святыми;
- смешение христианских и языческих праздников;
- сохранение языческих представлений о мире при внешнем соблюдении христианских традиций.
Однако среди исследователей нет единого мнения о природе двоеверия. Некоторые считают его формой религиозного синкретизма, другие — механическим соединением верований. Академик Д. С. Лихачёв полагал, что механическое соединение христианства и язычества в сугубо религиозном смысле невозможно. По его мнению, язычество как система верований должно было утратить своё значение прежде, чем могло появиться двоеверие в его классическом понимании.
Таким образом, хотя церковь считала двоеверие нежелательным явлением и боролась с ним, оно не являлось ересью в строгом смысле этого слова, а представляло собой сложный процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных религиозных традиций.