помню на старой мозаике обсуждали Протестантскую этику и дух капитализма.
--------------
выписка из википедии по вопросу
-------------
Влияние
Тезис Вебера о протестантской трудовой этике как условии возникновения капитализма породил одну из самых известных дискуссий в социальных науках. Немецкий философ Норберт Больц (1989) в обзорной работе, посвященной судьбе наследия Вебера в Веймарской республике, отмечает влияние его концепции на таких разных мыслителей, как Дьердь Лукач, Вальтер Беньямин, Эрнст Блох, Карл Шмитт, Теодор Адорно и Мартин Хайдеггер[1]. В 1950-е и 1960-е годы полемика продолжалась, в ней участвовали Карл Лёвит, Ханс Блюменберг, Карл Шмитт и др. Позднее тезис Вебера переосмысляли, например, Люк Болтански и Эв Кьяпелло в известной книге «Новый дух капитализма» (1999).
Критика
Польский экономист и историк Хенрик Гроссман подверг критическому анализу работу Вебера с двух сторон[2]. Во-первых, ссылаясь на работу Маркса, он показывает, что строгие правовые меры, принятые против нищеты и бродяжничества, были реакцией на массовые перемещения населения, вызванные огораживанием общинных земель в Англии. Во-вторых, в книге Гроссмана показывается, как эти «кровавые законы» исполнялись по всей Европе, в частности, во Франции. По Гроссману, они объявляли вне закона праздность, а работные дома, установленные ими, физически переводили народ из категории крепостных в вольнонаёмники. Этот существенный факт не относился к протестантизму, следовательно, капитализм появился и распространился преимущественно благодаря иной силе. Исходя из этого, Гроссман решает главную трудность, с которой столкнулся Вебер: каким образом большое количество людей так быстро оказалось вовлечено в капиталистическую мануфактуру.
Согласно некоторым исследованиям, протестантизм действительно оказал положительное влияние на экономическое развитие соответствующих модернизирующихся социальных систем, но не столько через «протестантскую этику» (как это было предложено Максом Вебером), сколько через распространение грамотности[3].
В конце XX — начале XXI века получил известность подход Вальтера Беньямина, который в работе «Капитализм как религия» (1921) в полемике с Вебером утверждал, что капитализм не возник из протестантизма, а являлся по сути религией[4].